Маленькие радости большого бизнеса

Этика не числится среди отраслей экономики.
Ерахмил Кугель, американский экономист.

Быть честным выгодно, но некоторым кажется,
что это недостаточно выгодно.
Фрэнк Хаббард, американский литератор.

Большой бизнес в силу своих оборотов может получать огромный эффект от урезания небольших статей затрат. В самом деле, при издержках в миллиард долларов сокращение затрат на 1% приведет к увеличению прибыли на 10 миллионов. А вот если я сокращу свои затраты на 1%, то дополнительный приток наличности составит всего лишь 500 рублей. Именно поэтому бизнесу выгодно экономить на мелочах, а мне — нет.

Какое мне, собственно, дело до большого бизнеса? Пусть себе экономят. Но, к сожалению, бизнес часто экономит не на раздутых внутренних (офисных) затратах, а на покупателях.

Давным-давно, когда я еще учился в вузе, я писал курсовую работу по качеству товара. И в одном из источников наткнулся на описание «принципа салями»: способ нарезки тонкими ломтиками, при котором кажется, что длина палки колбасы остается постоянной (постепенно от нее ничего не остается, но наблюдатель продолжает утверждать, что длина палки осталась прежней). В применении к бизнесу это означает, что потребители не могут осознать ухудшения качества товара или обслуживания, если это ухудшение невелико. Кого интересует обоснование этого эффекта поищите информацию о порогах восприятия, в частности о пороге различия.

Вот почему-то меня всегда более возмущали попытки мелкого мухлежа, чем прямого обмана. Может быть оттого, что сам я достаточно дотошный, чтобы заметить несоответствия, а большинство людей глотает наживку, не задумываясь. Меня даже пирамиды со 100% годовых не так раздражают, как попытки большого бизнеса урвать по копеечке с каждого покупателя.

А теперь несколько примеров на грани между «принципом салями» и прямым обманом потребителей.

Еще в прошлом году на прилавках появилось молоко в пакетах с маркировкой «1 кг» (марку, к сожалению, не помню, впрочем в «7 континенте» до сих пор такое продают — смотрим «Пармалат» и «Домик в деревне»). Вроде бы ничего страшного, только вот молоко тяжелее воды, поэтому 1 литр молока не равен 1 килограмму молока. Новая упаковка на 3% меньше, а цена, естественно, такая же, как и на литровые пакеты. Вряд ли многие заметили разницу, а компания получила прибыль.

Самым заметным сокращением затрат в супермаркетах прошлой осенью стал почти повсеместный отказ от выдачи бесплатных пакетов. Где-то пакеты стали продавать, где-то выдавать бесплатно, но только по просьбе покупателей. Экономия… Мне, в принципе, было все равно — я привык ходить с одним и тем же пакетом. Он много места не занимает в сумке, зато мусора меньше (раньше брали пакеты в магазинах и складывали их на кухне, последняя уборка показала, что семья из трех человек накопила почти 250 полиэтиленовых пакетов за три или четыре месяца). Плюс замечательные «некруглые» цены, типа 24,95. Считается, что подобные цены создают иллюзию товара более дешевой категории, но в дополнение к этому у них есть еще один эффект. Вспомните, когда последний раз вам выдавали сдачу полностью при сумме чека, заканчивающейся на 95 коп, 97 коп или 99 коп? Многие ли требуют сдачи? Да никто! И сколько таких покупателей проходит в день в продуктовом магазине!

Батончики «Сникерс» — это классика жанра. Даже в учебниках по маркетингу есть. На Ответах.мейл осенью прошлого года был задан вопрос о весе батончика. Несмотря на то, что лучшим был признан ответ, в котором 58-граммовый батончик объяснялся счетом в унциях, этот ответ — неправильный. Почему я в этом уверен? Я в студенческие годы постоянно ел эти батончики и прекрасно помню время (год, наверное, 2002-2003), когда обычный батончик «Сникерс» весил 75 г и постепенно почти каждый год этот вес снижался. А с 2009 года вес батончика снова снизился и стал 55 г, и никакими унциями этот вес уже не объяснить.

Та же история и с так называемым «Сникерс Супер». С 2009 года его вес уменьшился на 5%, а цена осталась прежней. А «7 континет» до сих пор каталог на сайте не обновил — у них вес батончика указан 100 г (последний раз я видел такое зимой), хотя, если зайти в магазин, на упаковке шоколадки написано 95 г.

Прим. Я ничего не имею против»7 континента», просто у них каталог на сайте удобный.

Как с этим бороться? Я не знаю. Прямого обмана здесь нет — вся информация указана на упаковке. Но неприятный осадок остается…

Ну и напоследок пример, который меня очень разочаровал. От редакции журнала, обучающего читателей обращаться с личными финансами, я такого не ожидал. «Личный бюджет», подписчиком которого я являюсь, прислал с последним номером напоминание о продлении подписки. Цитирую: «Стоимость подписки на 12 месяцев — 1015 рублей (Ваша экономия 185 рублей по сравнению со средней розничной ценой 100 рублей за номер)».

Что здесь не так? Во-первых, за подписку переводом банк возьмет комиссию. Справедливости ради отмечу, что сноска по поводу комиссии в бланке подписки есть. Но смущают другие моменты. Я ни разу не видел номер «Личного бюджета» дороже 80 рублей (а старые номера можно вообще в редакции за 70 приобрести). Даже если предположить, что с сентября журнал подорожает сразу на 25% и станет стоить сотню, остается другая «фишка», о которой дорогая редакция умолчала. А именно: с этого года «Личный бюжет» ввел в практику «двойные номера». Такой номер, например, за январь этого года (дек 08 — янв 09), двойной номер будет и в июле-августе. Причем, по объему и цене такие номера не отличаются от обычных. Интересно, как отнесется Роспотребнадзор к тому, что ежемесячный журнал выходит 10 раз в год вместо 12? Получается, что за каждый номер я плачу по подписке101,5 рублей без учета комиссий, что дороже даже предполагаемой будущей розничной цены в 100 рублей. Очевидно, что подписку я продлевать не стал. Может это просто тест читателей, насколько они поняли и начали применять в жизни знания, полученные из этого журнала?…

Nick Cherry.

P.S. Дино Спомони написал пост о финансовых консультантах. Очень похоже. Сам недавно прочел книжицу одного подобного автора «Как зарабатывать 50% годовых на акциях, тратя по 15 минут в день». Если убрать всю воду останется: «установите цели и сроки, выберите стратегию, четко придерживайтесь стратегии». Все! Ни одной цифры в книге по торговле акциями, кроме пресловутых «50% годовых» в названии. И кто-то же платит за консультации таким «специалистам».

================================

Больше актуальной информации по инвестициям в телеграм-канале "Будни грамотного инвестора"!

================================

Версия для печати Версия для печати

Узнайте больше: бесплатный курс "Как стать инвестором?"

Ник Черри

В мире личных финансов любят воспитывать наивных инвесторов. Мол, инвестиции – это легко и просто. Выполняйте пару нехитрых правил, и вы разбогатеете быстро и без усилий.

В условиях кризисов и неопределенности от таких советов больше вреда, чем пользы.

Курс “Как стать инвестором” избавит вас от множества иллюзий по поводу инвестиций и научит основам эффективного управления деньгами в любых условиях.

Получить курс

Введите свои данные в форму:

Главный редактор проекта "Путь к богатству"