Управление финансами для бизнесменов

Управление деньгами для бизнесменов

Успех в бизнесе сам по себе не служит гарантией успеха вне бизнеса.
Питер Дракер, амер. специалист по менеджменту

Если вы не управляете своим бизнесом, ваш бизнес будет управлять вами.
Б. Форбс, амер. издатель

Не секрет, что с начала 21-го века в России, да и на всем постсоветском пространстве самым быстрым способом достичь богатства стал частный бизнес. Несмотря на огромные препоны со стороны государства, огромную долю теневой экономики, риски, экономическую и политическую нестабильность в предприниматели ушла самая творческая и активная часть населения. И многие преуспели в этом деле.

Затем, с проникновением интернета получила популярность удаленная работа и фриланс. В настоящее время в среде некоторых профессий: маркетологов, консультантов, дизайнеров, программистов, копирайтеров, стилистов и т.п. фриланс охватывает больше половины занятых в этой отрасли.

Особенности собственного бизнеса и фриланса

Главное преимущество собственного дела по сравнению с работой по найму – свободный график. Можно работать когда угодно и где угодно. Вы не привязаны к месту и времени работы, хотя, конечно, вынуждены подстраиваться под партнеров и клиентов.

Второй плюс чаще всего упоминается бизнесменами-новичками и теми, кто только собирается пуститься в самостоятельное плавание – отсутствие “стеклянного потолка” дохода, который существует при работе по найму. В реальности все не так радужно. Хороший бизнесмен или фрилансер заработает гораздо больше среднего офисного работника, но и обратное верно – хороший работник может иметь зарплату и бонусы на порядок превышающие доходы средних бизнесменов. Важны личные качества человека, а не часть “квадранта”, откуда он получает деньги.

Наконец, существует такой миф как “работа на себя”, которая противопоставляется “работе на дядю”. Разберемся: мы работаем на того, кто платит нам деньги. Когда мы работаем по найму, зарплату платит работодатель. Когда мы работаем “на себя”, деньги мы получаем от клиентов. Собственный бизнес и фриланс – это не “работа на себя”, это “работа на много дядь и теть”. Бизнес не существует в вакууме. Вместо одного начальника у вас множество клиентов, партнеров, поставщиков, подрядчиков.

В целом, фриланс позволяет получить большую свободу и больший доход за счет увеличения рисков.

Личные финансы бизнесмена

Бизнесмены довольно часто обращаются к финансовым консультантам и их главная жалоба звучит так: какой личный финансовый план на 20 лет вперед?! Я не могу предсказать свои доходы и расходы на ближайший квартал.

Нестабильность доходов – главный финансовый бич фрилансеров, особенно если они выполняют разовые работы, например, создают сайты, фотографируют свадьбы, рисуют баннеры. Есть клиенты – есть доход, нет клиентов – нет дохода. На традиционный бизнес похожий эффект накладывает сезонность. И это сильно затрудняет финансовое планирование для бизнесменов.

Второй важной особенностью личных финансов бизнесменов является смешивание денег бизнеса и личных средств. Индивидуальные предприниматели и фрилансеры часто считают, что полученный от клиента доход – это их личная собственность и можно хоть сразу потратить его на обновление гардероба или отдых и развлечения. А после отпуска бизнесмен вспоминает, что у бизнеса есть необходимые расходы и хорошо бы их покрыть, иначе он не сможет существовать и развиваться. Где взять на это деньги? Конечно, из собственных сбережений. Они отложены на пенсию? Пенсия подождет, а бизнес спасать нужно сейчас!

Подобные шараханья часто приводят к тому, что у успешных бизнесменов наблюдаются финансовые проблемы. Нет, не с оплатой текущих расходов, а с достижением финансовой независимости, реализацией крупных финансовых целей, созданием семейного капитала. И, прежде чем составлять личный финансовый план, приходится менять привычки обращения с деньгами.

Управление деньгами для бизнесменов

Если вы фрилансер или предприниматель, для грамотного управления деньгами вам придется развить в себе “финансовую шизофрению”. Вам придется одновременно выступать сразу в нескольких ролях, у каждой из которых свои задачи.

Гонорары, деньги за оказанные услуги, выручка от продажи товаров, агентские и партнерские вознаграждения – это все не деньги предпринимателя. Это деньги бизнеса. А бизнесмен, как и все остальные люди на планете, получает активный доход (зарплата) и пассивный доход (дивиденды).

Ваша первая роль – это роль владельца бизнеса Пупкина Василия Ивановича, которому надоело офисное рабство, и он решил начать собственное дело. Вы организуете компанию “Пупкин и Ко” – это ваша вторая роль. Но компания – это просто набор документов. Для успешного функционирования бизнеса, кто-то должен в нем работать. И вы “нанимаете” самого себя Пупкина Васю в качестве первого и пока единственного сотрудника фирмы.

Играя эти три роли – компании, владельца и наемного сотрудника, вы должны думать, как три независимых человека. В качестве наемного сотрудника вам нужен стабильный оклад, в качестве компании вам необходимо покрывать текущие расходы и развиваться, а в качестве владельца вы должны стремиться к росту дивидендов.

С учетом этих трех ролей денежный поток в бизнесе становится прозрачным и логичным.

  • Клиенты платят деньги компании “Пупкин и Ко”.
  • Затем из этих денег платится зарплата Васе Пупкину и покрываются остальные расходы бизнеса.
  • Оставшаяся часть средств делится на две части – одна идет на развитие бизнеса, а вторая выплачивается в виде дивидендов Пупкину Василию Ивановичу.

Такой подход к финансам резко повышает предсказуемость личных доходов и облегчает финансовое планирование. На начальном этапе основным источником дохода фрилансера будет фиктивная “зарплата”, которую, кстати, можно “повышать” с ростом бизнеса. Именно на основе этого “оклада” и строится база личного финансового плана. А “дивиденды” собственника – это дополнительный доход, на который не стоит опираться в долгосрочных планах, но который приближает сроки реализации ваших финансовых целей.

Побочным эффектом “финансовой шизофрении” является развенчивание иллюзий о высокой прибыльности фриланса и бизнеса на начальных этапах развития. Сравнение выручки бизнеса и зарплаты наемного сотрудника обычно заканчивается не в пользу зарплаты. Но с использованием трех ролей картина становится более объективной – сравнивается прибыль бизнеса, а в расходы включается “зарплата” вас как сотрудника. И действительно, если ваш бизнес не может обеспечить вас же зарплатой, сопоставимой с рыночной, то по факту этот бизнес – убыточен. И с этим нужно что-то делать.

Сезонность колебаний выручки тоже начинает оказывать меньше влияние на личные финансы бизнесмена. Вместо того, чтобы вывести все деньги из компании в высокий сезон, владелец бизнеса задумается, а чем же платить зарплату Васе в следующем месяце? Уж лучше выплатить сегодняшнюю зарплату и оставить в качестве резерва сумму на следующий месяц, урезав дивиденды. С опытом придет понимание срока цикличности бизнеса и можно будет подобрать оптимальный размер бизнес-резерва. На начальном этапе он должен составлять не менее 3 месяцев.

Как же так?! Я пошел в бизнес, чтобы много зарабатывать, а мне предлагают “замораживать” заработанные средства в бизнес-резерве… Тут нужно понимать, что бизнес-резерв формируется из прибыли, то есть уже после выплаты вам зарплаты. Да, на начальном этапе бизнеса вы не будете получать дивиденды, так как вся прибыль будет уходить на развитие и формирование резерва. Зато такой фундамент защитит ваши личные финансы в случае форс-мажоров и со временем позволит сделать прорыв и в развитии самого бизнеса.

В начале 2010-го года ко мне обратился владелец турагентства в Санкт-Петербурге. Компания звезд с неба не хватала, после вычета всех официальных расходов приносила прибыль около 200 тысяч рублей в месяц, но эта цифра скакала от 50 до 500 тысяч в зависимости от времени года. Бизнесмен озаботился созданием семейного капитала и несколькими крупными финансовыми целями.

В процессе планирования выяснилось, что предприятие – семейное. Что члены семьи работают в этом турагентстве без официальной зарплаты. Пересчитав денежные потоки по методу “финансовой шизофрении”, то есть с адекватной зарплатой для членов семьи, мы выяснили, что компания вытягивает из семьи 20-50 тысяч в месяц и вариантов резкого улучшения ситуации не было. Рекомендация “закрыть фирму” была воспринята в штыки, так как это же “свое дело”, “независимость” и т.д.

В итоге, после тяжелых переговоров план оздоровления семейных финансов был принят. Турфирма была продана, пара членов семьи даже осталась там работать, а бизнесмен через некоторое время основал новый бизнес, который стал прибыльным уже без всяких оговорок.

Если вы – владелец бизнеса или фрилансер, то ваши личные финансы требуют более тщательного анализа и планирования.

Для получения бесплатной консультации по личному финансовому планированию напишите заявку через форму на сайте. Для москвичей консультации могут быть личными в бизнес-центре “Москва-Сити”, для региональных бизнесменов – через Скайп.

Версия для печати Версия для печати

Узнайте больше: бесплатный курс "Финансовый план"

Основы финансового планирования

Что бы вы ни делали в области личных финансов и инвестиций – этому предшествует план.

Планы определяют, сколько нужно откладывать, в какие инструменты инвестировать, какая потребуется доходность и на какой риск вы можете пойти.

Составлению грамотных и эффективных финансовых планов посвящен наш курс “Фундамент богатства – финансовый план”.

Получить курс

Введите свои данные в форму:

Операционный директор компании "Anderida Financial Group". Эксперт по финансовому планированию.

С этой статьей также читают

Инвестиционные задачи портфеля

Инвестиционные задачи портфеля

Ошибки при финансовом планировании

Главные ошибки при финансовом планировании

Совет инвесторам от Уоррена Баффета

Лучший совет инвесторам

Как выбрать идеальный финансовый инструмент

Инвестиционный Грааль

  • leksuss

    У меня тоже шизофрения, но другого рода: я – бизнесмен, инвестор и работник. Если бизнесмену нужны деньги, он берет их под проценты у инвестора. Если работнику нужны деньги (на существование), то он их должен заработать, работая на бизнесмена. Инвестор берет процент заработанного у работника (аналог налога), получает проценты от бизнесмена за использование денег, а также, если бизнес принес доход, то и прибыль с бизнеса (но не всю, а только ту, которая не может быть использована в дальнейшем для развития бизнеса). Как-то так.

    • http://www.myrichway.ru/ Nick Cherry

      На мой взгляд, это уже перегиб. Бизнесмен и инвестор легко уживаются в одной роли. Никаких плюсов в выделении роли инвестора я не вижу. А уж получение инвестором части дохода работника – это только лишний учет, никак не повышающий эффективность управления деньгами.

      • leksuss

        С точки зрения “взаимоучета” между ролями весь учет состоит в том, сколько бизнес должен инвестору и сколько работник должен инвестору (оплатил ли в этом месяце налог или нет).

        Для бизнеса, естественно, отдельный учет. Для работника – учет на уровне управления личными финансами (текущие цели, подушка). Для инвестора – учет инвестиций.

        Почему важно получать от работника налог? Потому как инвестор всегда и регулярно должен получать деньги для инвестирования. Бизнесмен может сидеть без денег, а работник – нет. Так что если бизнес вертится вокруг нуля, работник все равно получает зарплату и платит инвестору. Инвестиции должны осуществляться всегда, в этом цель этого разграничения.

      • http://www.myrichway.ru/ Nick Cherry

        На мой взгляд, лишнее усложнение, но если вам так удобно – пожалуйста.

        Разделение ролей нужно только для правильного учета денежных потоков в бизнесе. Для личных финансов никаких ролей не нужно – у меня единый учет, я получаю доход в виде “зарплаты”, “дивидендов” и “процентов на капитал” и эти доходы распределяю на текущие расходы, цели, инвестиции по опять же единому плану без всяких “инвесторов” и “бизнесменов”.

      • leksuss

        Да, разделение ролей нужно для правильного учета денежных потоков между бизнесом и личностью, которая этот бизнес ведет. Да, для личных финансов никаких ролей не нужно. Но ведь речь не об этом, мы говорим (и ваша статья тоже) о ролях, когда у человека есть бизнес.

        В чем усложнение? Какая роль лишняя? Вы хотите исключить инвестора? Тогда откуда бизнесу брать денег? В банке? Какой смысл их брать в банке, если эти деньги может дать инвестор, заработав для работника дополнительную прибыль? И как раз решать, давать ли ссуду новому (или нуждающемуся в деньгах) бизнесу – прерогатива инвестора. Именно он, а не работник должен это делать. Цель работника – потребление. Цель инвестора – накопление. Цель бизнеса – извлечение прибыли.

  • GEORGE WINSTON

    «Я миссис Джордж Уинстон, законный и уважаемый кредитор денег. Мы от LOAN FIRM. С финансовой помощью. Мы предоставляем средства физическим лицам, которые нуждаются в финансовой помощи, у которых плохой кредит или нужны деньги для оплаты счетов, для инвестирования в бизнес. Вы искали кредит? Мы предлагаем кредит в размере 5 000,00 мин. до 50 000 000,00 с низкой процентной ставкой 3%, свяжитесь с нами. Адрес: mrsgeorgewinstonloancompany@gmail.com