Некоторые комментарии к посту о ПИФах денежного рынка меня сильно удивили. В частности, заявления, что денежные ПИФы нельзя рассматривать как альтернативу банковским депозитам, так как это – совершенно различные по сути инструменты. Люди до сих пор рассматривают единый инструмент ПИФ, не делая различий между видами паевых фондов.
Внесем ясность в этот вопрос. Отбросим формализм и юридические вопросы, будем смотреть на суть инструмента.
ПИФ расшифровывается как паевой инвестиционный фонд. Термин “фонд” означает запас. Вспомните: стабилизационный фонд, фонд заработной платы, благотворительный фонд. Инвестиционный фонд стоит в этом же ряду.
ПИФ не является самостоятельным финансовым инструментом (юридические тонкости мы не рассматриваем), а играет роль простого “денежного мешка” для множества инвесторов. Сам по себе дохода ПИФ не приносит и приносить не может. Управляющая компания просто берет средства из этого фонда и вкладывает их в настоящие финансовые инструменты, которые как раз и приносят доход. Значит, каждый фонд является альтернативой прямому инвестированию в конкретные финансовые инструменты.
ПИФы денежного рынка вкладывают средства в депозиты, значит являются альтернативой именно депозитам, а не другим видам ПИФов. По сути – это одинаковые инструменты, только ПИФ является более гибким инструментом за счет управления большим объемом средств, что недоступно отдельно взятому вкладчику. За эту гибкость (и за грамотное управление), правда, приходится расплачиваться комиссионными.
ПИФы облигаций вполне сравнимы по уровню доходности, надежности и ликвидности с прямой покупкой облигаций на долговом рынке. Только во втором случае выбор конкретных эмитентов придется делать самостоятельно, а в первом случае это за вас сделают управляющие фондом.
Хотите купить недвижимость и сдавать ее в аренду, но, к сожалению, капитал составляет меньше миллиона рублей? К вашим услугам ПИФы недвижимости. Собрав кучу инвесторов, управляющие компании покупают офисы, торговые центры, гостиницы и т.п., а доходы от аренды увеличивают стоимость пая.
Основную мысль вы уловили. Останавливаться на индексных ПИФах, ПИФах смешанных инвестиций и венчурных фондах я уже не буду.
Согласитесь, странно делать выбор между ПИФом недвижимости и ПИФом денежного рынка – это абсолютные разные инструменты по доходности, надежности, риску, источникам дохода. А вот сравнение покупки акций на бирже и вложений в ПИФ акций – вполне логичный и естественный шаг в процессе инвестиционной деятельности, поскольку отличия между этими вариантами относятся к неосновным факторам: размер комиссионных, ликвидность, документальное оформление.
У моего брокера минимальная сумма для открытия счета составляет 30 000 рублей. Можно взять двух друзей, собрать по 10 000 рублей, договориться о том, в какие конкретно акции инвестируем средства, открыть брокерский счет, сформировать портфель и вуаля!… Мы имеем собственный ПИФ акций только без комиссионных, скидок и надбавок. Остается только вопрос, насколько эффективно вы сможете управлять этим портфелем по сравнению с профессиональными управляющими в УК. Может, лучше все-таки заплатить 4-6% различных комиссионных и купить паи?
Зная реальные инструменты, могущие приносить доход, легко предсказать появление новых видов ПИФов (может, часть этих видов уже представлена в России – я, честно говоря, экзотикой не очень увлекаюсь):
- Валютные ПИФы, например, играющие на ФОРЕКСЕ или просто формирующие мультивалютный портфель.
- Металлические ПИФы, вкладывающие средства пайщиков в ценные металлы.
- Товарные ПИФы для получения доходов на товарных биржах.
- Бизнес-ПИФы, которые покупают работающие фирмы и формируют доходы пайщиков за счет прибыли этих фирм.
- ПИФы производных ценных бумаг (деривативов), источниками доходов для которых будут фьючерсы, опционы, свопы.
- Кредитные ПИФы, собирающие средства инвесторов, а затем выдающие эти деньги в виде займов.
Все, на кредитных ПИФах моя фантазия иссякла. Хотя у некоторых людей она работает ого-го как – существуют даже ПИФы ПИФов. Это как раз для тех, кто считает паевые фонды самостоятельным финансовым инструментом. Иначе, какой смысл платить двойные комиссии? Это может быть еще интересно для тех, кто другим способом никак не может обойти ограничения по минимальной сумме инвестиций стандартных видов ПИФов. По идее, у таких ПИФов должен быть очень низкий порог вхождения, но что-то на практике этого не видно.
Понравилось? Вы можете подписаться на блог по RSS или по e-mail.
Можете также прочесть:
12.07.2008 (04:19)
+1 постоянный читатель у вас. у меня сейчас как раз такое время, когда нужно заниматься поиском оптимальных решений для вложения капитала.
14.07.2008 (22:01)
о том, что ПИФ не может быть рассмотрен как альтернатива депозиту написал первым я и продолжаю придерживаться своей точки зрения: Депозит – инструмент сбережения, ПИФ – инвестирования.
Вы верно здесь указываете, что если быть точным, то ПИФ – это вообще не финансовый инструмент, а форма коллективных инвестиций. Но сути дела это не меняет.
Ключевое тут то, что депозит, теоретически, почти безрисковый инструмент с гарантированной доходностью. Про ПИФ же этого сказать нельзя.
> ПИФы денежного рынка вкладывают средства в депозиты, значит являются альтернативой именно депозитам, а не другим видам ПИФов.
Не соглашусь с вами – банковские депозиты ФИЗИЧЕСКИХ лиц застрахованы. Средства ПИФов денежного рынка же не попадают в систему страхования вкладов, потому что средства вкладываются ЮРИДИЧЕСКИМ лицом, соответственно по определению риск уже выше, а доходность почти та же. Плюс надо учесть то, что доход от такого ПИФа полностью попадает под налогооблагаемую базу, а по депозиту – нет, плюс надбаки/скидки при покупке/погашении паев, плюс невозможность моментально(в течении пары часов) вывести средства – отсюда становиться ясно что ПИФ денежного рынка проигрывает депозиту по всем статьям.
Про остальные ПИФы – как уже указывал ранее, инвестирование в них по определению подразумевает риск, поэтому они не могут быть альтернативой депозиту.
Очень странным выглядит совет скинуться с друзьями по 10 тысяч, чтобы набрать минимально необходимые 30. В некоторых случаях это выход, но злоупотреблять этим не стоит: в истории много случаев, когда лучшие друзья из-за денег становились врагам – дружба-дружбой, а деньги врозь…
14.07.2008 (23:21)
Интересна тема, интересная статья! Пишите ещё.
15.07.2008 (11:22)
ninil, то что ПИФ денежного рынка и срочный депозит отличаются – это верно. Но они все равно ближе друг другу по инвестиционным показателям, чем ПИФ денежного рынка и отраслевой ПИФ акций. Поэтому нельзя грести все виды ПИФов под одну гребенку.
Теперь об отличиях:
Страхование вкладов физлиц, кстати, ПИФ – не юрлицо, но все равно под страхование не попадает. Страховой случай – отзыв лицензии. Вряд ли управляющие ПИФами будут вкладываться в сомнительные банки. Плюс ПИФа – в случае наступления страхового случая стоимость пая упадет незначительно (в зависимости от доли конкретного банка в портфеле), и вы сразу же (в течение трех рабочих дней) можете забрать свои деньги (возможно даже с доходом за счет других депозитов в портфеле ПИФов).
Выплата же страховки может растянуться на пару месяцев. К тому же вы можете и не узнать о том, что у вашего банка отозвали лицензию (вы же не следите за нормативными актами ЦБ, а уведомление по почте рассылается в течение месяца + время собственно почтовой доставки + может потеряться в куче рекламного мусора в почтовом ящике), а если вы пропустите срок подачи заявления на возмещение по вкладам, то не получите никакого возмещения вообще, тогда как из ПИФа вы можете забрать средства хоть через год после банкротства банка.
Поскольку действие закона о страховании вкладов физлиц на практике пока не проверялось, трудно сказать, насколько сложна будет процедура возмещения.
Надбавки и скидки – можно повнимательнее почитать правила. Например, у агентов КИТ надбавка не взимается, а скидка удерживается только, если срок инвестирования составил менее 5 дней. У Финама тоже есть лазейки.
Про налоги – все верно. Я об этом еще в прошлый раз говорил. А если вы будете не снимать деньги с денежного ПИФа, а переводить их, скажем, в фонд акций, то налогов платить не будете, так же как и надбавок и скидок.
Со срочного депозита деньги вообще перевести куда-либо не так просто.
Моментально (в течение пары часов) вы можете получить средства в банке только по вкладу до востребования с соответствующей доходностью, тогда как в ПИФе вы сохраняете доход.
Остальные ПИФы – естественно не альтернатива депозиту. Об этом и речь. Они даже не альтернативы друг другу.
Скинуться – это не совет, а иллюстрация механизма ПИФов. От того, что вы скинулись с друзьями, ваши общие 30 000 рублей не вырастут – их нужно вложить. Так же и ПИФ получает доход только от инструментов, в которые фонд инвестирует средства.
15.07.2008 (14:21)
Зачет, сенкс автору
15.07.2008 (21:33)
Nick Cherry, думаю мы не придем к консенсусу в этом вопросе, поэтому предлагаю завершить эту дискуссию и разойтись с миром)
Основная идея моих комментариев – обратить внимание на тот факт, что ПИФ все же – финансовый инструмент, сопряжённый с риском, в отличии от депозита, где риски на порядок ниже, и что это должен понимать каждый пайщик. Особенно актуально это, учитывая что по данным опроса Фонда “Общественное мнение” только 15% россиян признали себя финансово-активными и грамотными и треть этих “грамотных” считает, что государство возместит им убытки, если они проиграются на бирже.
Поэтому считаю, что при рассказе о ПИФах и прочих рисковых финансовых инструментах следует обязательно подчёркивать их рисковый характер
18.07.2008 (00:57)
Добрый вечер. Такой вопрос! Могу ли я, не являясь гражданином России положить деньги на депозит в Российский банк или же в ПИФ ?
18.07.2008 (01:09)
Ti, как раз пока ждал оформления документов в УК за соседним столиком возник такой же вопрос. Ответ: да, можете. Единственное отличие у вас от гражданина России будет в налогообложении – подоходный налог составит 30% (исключение – признание вас налоговым резидентом РФ, для этого вы должны в течение последних 12 месяцев находится в России не менее 183 дней).
18.07.2008 (01:18)
ninil, консенсус в данном случае не обязателен. Наоборот, вы своими комментариями заставляете копаться в мелочах, которые мне кажутся очевидными, но приходится и их проверять. Два коммента – считай, еще один пост.
ПИФы денежного рынка не могут гарантировать доходность по законодательству. Но это не делает их более рискованным инструментом автоматически. Можно привести обратный пример: вы можете дать денег в долг соседу под 15% годовых (и взять с него расписку) или купить облигации Газпрома. Законодательно ваши интересы защищены одинаково в этих двух случаях (в случае, если облигации погашать, а не играть ими на бирже). Однако степень риска просто несоизмерима.
Как я уже говорил, я согласен, с тем, что денежный ПИФ – более рискованный инструмент, чем депозит. Но и противопоставлять их друг другу тоже не стоит: “альтернатива” не значит “полностью одинаково”.
18.07.2008 (15:51)
Nick Cherry, Спасибо за ответ, но может вы могли бы на примере по подробней объяснить, как это всё будет выглядеть, а то что то я не пойму с какой суммы эти 30% будут взиматься, если скажем я кладу на депозит 100.000руб под 10% годовых. И для сравнения какой процент взимается у Россиян. Каким образом я смогу пополнять свой счет, если он пополняемый?
Что касается ПИФа тоже если не затруднит по подробней:) Инвестируя в определённый фонд на 2-3 года, каким образом я смогу докупать паи со своей страны, ну и как с налогами обстоят дела?
Был бы очень благодарен за ответ.
21.07.2008 (23:42)
Не подскажите с чего начать новичкам,может что почитать?
24.07.2008 (19:01)
Вообще, откровенно говоря, комментарии тут гораздо занятней самих постов. (Не в обиду автору, конечно
)
24.07.2008 (23:59)
Очень рекомендую Василия Попкова “Финансовый анализ для начинающих”. Не пугайтесь заумного названия – в книге дается обзор основных финансовых инструментов, методы их оценки, руководство по выбору инвестиционной стратегии и формированию личного инвестиционного портфеля.
А потом, для мотивации можете Эрдмана и Кийосаки прочесть.
25.07.2008 (00:01)
Ti, 10% годовых (в рублях) налогом облагаться не будут вообще. Некоторые моменты пополнения счета еще требуют уточнения. Постараюсь до августа зайти в банк и УК, и все выяснить. Потом сделаю отдельный пост на тему инвестиций из-за границы.
25.07.2008 (02:39)
Большое спасибо! Было бы замечательно.
Был бы очень благодарен за помощь, да и не только я наверно. Если возможно хотелось бы получить ссылочку на эту тему при её появлении.
По поводу % и ставки рефинансирования разобрался:) вот теперь осталась процедура с пополнением и ПИФами!
25.07.2008 (13:25)
Светочка, главное, чтобы было что комментировать.
Ti, подписка вам в помощь – точно не пропустите.
25.07.2008 (23:06)
О ПИфах и не только можно почитать в книгах Роберта Кийосаки.
Можно здесь http://fingames.ru/about/index.html.
Автору спасибо за статью. Очень доступно изложено.
28.07.2008 (13:16)
Если Вы читали Роберта Кийосаки, то знаете, что к ПИФам он относится крайне негативно. Да и вообще упоминает о них считанное число раз.
29.07.2008 (16:52)
Если чесно, то я первый раз слышу о ПИфах, теперь буду знать, хотя информации всёравно не достаточно.
30.07.2008 (22:05)
Про ПИФы можно прочесть на этом сайте – в левой колонке целая серия статей для новичков.
30.07.2008 (23:07)
да читал, во многом согласен с Кийосаки. Как некрути, а при падающем рынке, что сейчас явно идет они невыгодны. Да и еще много нюансов в виде ограничений для них.
05.08.2008 (08:55)
Мы постоянно проверяем легитимность нашего рейтинга ПИФов, формируя на его основе рекомендуемый портфель ПИФов http://www.bifin.ru/portfel
Система для учета личных инвестиций стала более функциональной, в частности добавлен интерактивный «График доходности по ПИФам Вашего портфеля». Посмотреть скриншот и более подробно прочитать о системе можно тут http://www.bifin.ru/system
23.08.2008 (17:52)
Спасибо. Прочитал с интересом, и вообще полезный у Вас блог
31.08.2008 (18:02)
Интересно, почему никто особо не выделяет главное – желание самовыражения?
04.09.2008 (22:33)
Nick Cherry, заждался я отдельный пост на тему инвестиций из-за границы или может я что то пропустил?
05.09.2008 (13:54)
Ti, информацию по ПИФам и банковским вкладам я уже собрал. На следующей неделе опубликую – во вторник или в среду. Сейчас вообще на блог времени не остается.
06.09.2008 (16:18)
Понял, будем ждать
23.03.2009 (13:15)
Подробная статья, спасибо! Про индекстные пифы вы немножко загнули. Вот тут человек рассказывает про их значимость.
23.04.2009 (10:31)
про индексники «Как Маша и Витя в ПИФы инвестировали»
http://www.bifin.ru/article/4
09.04.2010 (15:54)
и что Маша делает Витю?!