Толщина и сложность отчета надежно защищают его
от опасности быть прочитанным.
Уинстон Черчилль, брит. премьер-министр
Большинство компаний скрывают свое финансовое положение
не потому, что они боятся конкурентов,
а оттого, что опасаются своих владельцев.
Джек Стэк, амер. бизнесмен
Фундаментальный анализ немыслим без изучения прибыли компании. В бытовом понимании прибыль — очень простой показатель: посчитали все доходы, посчитали все расходы, отняли второе от первого, получили величину прибыли. Для грамотной оценки финансового состояния компании такого подхода недостаточно.
Существует немало показателей прибыли: валовая прибыль, операционная, чистая, до налогов, на акцию и так далее. Грамотный инвестор должен понимать, что стоит за этими словами и аббревиатурами.
Общая структура прибыли компании
Информацию о доходах, расходах и прибыли компании можно взять из финансовой отчетности. В России нужный отчет называется «Отчет о финансовых результатах», за рубежом — Income Statement.
Выглядит он примерно так, только в настоящих отчетах каждая строка выражена в деньгах:
Первая строка — это выручка (Revenue или Sales). Все деньги, которые компания заработала за период, продавая товары и оказывая услуги. Если мы от выручки отнимем себестоимость продаж (cost of goods sold), то в результате получим валовую прибыль (Gross Profit).
От показателя валовой прибыли мы отнимаем расходы на рекламу и управление компанией (коммерческие и административные расходы в российских формах отчетности) и в результате получаем прибыль от продаж (Operating Income).
Затем от операционной прибыли нужно отнять все расходы и прибавить к ней все доходы, не связанные с основной деятельностью компании. В результате мы получим прибыль до налогообложения (Income Before Taxes или Pretax Income).
Наконец, отняв налог на прибыль, мы получим чистую прибыль (Net Income), которая является финансовым результатом деятельности компании.
Спрашивается, зачем столько вариантов прибыли, если результат выражается все равно одной итоговой цифрой? Как раз для того, чтобы инвесторы могли не только увидеть результат, но и оценить все факторы, на него влияющие.
Проще всего понять смысл валовой прибыли при анализе торговых компаний. Купили товар за 100 долларов продали за 150. Это наценка. Чтобы из нее получить валовую прибыль, нужно добавить расходы на доставку (5 долларов) и на зарплату продавца (10 долларов). Валовая прибыль будет равна 35 долларам (150 — 100 — 5 — 10). Для фундаментального анализа используется не абсолютная величина валовой прибыли, а валовая рентабельность (Валовая прибыль, деленная на выручку). В нашем примере она равна 35 / 150 = 23%. Вполне приемлемый результат для торговой компании. У Wal-Mart она равна 25,6%. Первое, что должно вас интересовать, как вы уже догадались — это величина валовой прибыли в сравнении со средней по отрасли. Если валовая прибыль существенно меньше средней, то это прямой путь для компании к потерям рыночных позиций. Перспективы данной компании явно не положительные. Второе, что должно заинтересовать грамотного инвестора — причины изменений в валовой рентабельности. Фактически, мы можем оценить торговую стратегию фирмы. Например, рост валовой рентабельности при росте выручки означает повышение цен. А рост выручки при падающей прибыльности может означать попытку захвата рынка с помощью низких цен, либо же рост цен на рынках поставщиков (себестоимость товаров растет, что уменьшает валовую прибыльность). Остальные варианты динамики выручки-себестоимости-рентабельности вы можете разобрать самостоятельно. Из 35 долларов валовой прибыли мы должны оплатить аренду магазина и рекламу, зазывающую людей именно в нашу торговую точку. Расходы на общую поддержку бизнеса (аренда, зарплаты управленцев, реклама, комиссии, канцтовары и т.п.) относятся к операционным расходам и формируют операционную прибыль (Operating Profit). Раньше в российском учете было очень правильное название этого показателя — «Прибыль от основной деятельности». Фактически операционная прибыль показывает результат бизнеса и является одним из главнейших показателей в фундаментальном анализе. Например, Баффетт при анализе компаний всегда использует именно этот показатель, а не чистую прибыль. Как и в случае с валовой прибылью, инвестора больше интересует не величина прибыли в долларах, рублях, йенах и тугриках, а операционная рентабельность, выраженная в процентах от выручки. В целом, компании должны увеличивать этот показатель в процессе роста, оптимизируя издержки. Для крупных стабильных компаний допустим долгосрочный одинаковый уровень операционной рентабельности. Чистая прибыль компании является финансовым результатом всей деятельности компании, включая доходы и расходы, не относящиеся к ее бизнесу. Например, компания может владеть облигациями и акциями других компаний, у нее могут быть валютные активы, подверженные валютным рискам, компания может нарваться на штрафы или заплатить компенсацию по решению суда, она может списать безнадежную задолженность… Все незапланированные доходы и расходы отображаются в данном разделе. Именно чистая прибыль используется во всевозможных «фундаментальных показателях» — Earnings per Share (EPS), Price to Earnings (P/E), Return on Assets (ROA) и Return on Equity (ROE). Поскольку на чистую прибыль оказывают влияние случайные показатели, то с большой осторожностью относитесь к официально публикуемым данным. Для собственного анализа лучше самостоятельно рассчитать те же самые показатели, но с использованием операционной прибыли. За изменением чистой прибыли тоже нужно следить, чтобы увидеть, насколько случайными являются события, повлиявшие на эту величину. Вспомним Сургутнефтегаз в 2014 году — операционная прибыль составила 176 млрд. рублей, а чистая прибыль — 891 млрд. рублей. В 2015 году — операционная прибыль составила 234 млрд. рублей, чистая прибыль 751 млрд. руб. В 2016 году — операционная прибыль равна 235 млрд. рублей, чистый убыток 104 млрд. рублей. Чистая прибыль ничего не говорит нам о том, насколько хорошо или плохо работает компания. Эти безумные скачки вызваны переоценкой валютных депозитов компании. Рост прибыли это хорошо. Но инвесторов интересуют собственные доходы. Сколько компания заработала для меня лично? Для приблизительной оценки используется показатель прибыли на акцию (Earnings per Share, EPS). Этот показатель использует теорию, гласящую, что вся прибыль компании так или иначе достается акционерам — либо выплачивается в виде дивидендов, либо вкладывается в развитие бизнеса, что приводит к росту курсовой стоимости акций. Других источников дохода у инвестора нет, так что долгосрочный рост стоимости акций будет равен EPS минус дивиденды на акцию (DPS). А вот сравнить динамику чистой прибыли в целом и EPS бывает полезно. Например, компания может выкупать свои акции с рынка или же проводить допэмиссию. В этих случаях рост чистой прибыли в абсолютных показателях может сопровождаться ухудшением прибыльности для каждого инвестора. Оценка прибыльности бизнеса
Чистая прибыль компании
Прибыль на акцию