Успех и высшее образование

Образование и успехУниверситет развивает все способности,
в том числе и глупость.

Антон Чехов, росс. писатель

С хорошим дипломом вы будете жить безбедно,
если женитесь на богатой вдове.

Из книги Э. Маккензи «14 000 фраз…»

Человеку с любым образованием нужен учет личных финансов. Я веду его в программе Family.

 

Думаю, что все согласны с тем, что обучение и самообучение — один из главных факторов успеха, в том числе и финансового. Но как именно обучаться? На этот счет единой точки зрения не существует. Одним из самых спорных вопросов является получение высшего образования.

Люди, достигшие успеха без высшего образования

Для доказательства ненужности высшего образования обычно прибегают к ссылкам на авторитеты: вот посмотрите, сколько людей добились успеха не имея образования! Билл Гейтс, Пол Аллен, Стив Джобс, Стив Возняк, Генри Форд, Ричард Брэнсон, Майкл Делл… Все они либо не учились, либо бросили вузы. К сожалению, как бы ни был велик этот список, он ничего не доказывает.

Во-первых, список успешных людей с высшим образованием подлинней будет. Если мы говорим о финансах, то самые успешные инвесторы имели не просто высшее образование, а высшее финансовое: Уоррен Баффетт, Джордж Сорос, Питер Линч. В мире бизнеса тоже подобных людей немало. Google — это вообще дипломная работа Брина и Пейджа. Кто знает, бросили бы они университет, мы бы до сих пор пользовались поиском от Yahoo…

Общие зарубежные исследования дают следующие цифры: примерно 40% достигших финансового успеха не имеют высшего образования. Цифра довольно приличная, но она же означает, что 60% получили «вышку»… В России ситуация еще веселее: только 2% состоятельных людей не закончили вуз. Но это связано с тем, что подавляющее большинство сегодняшних миллионеров и миллиардеров начинали свой путь еще в советские времена, когда образование было необходимым для продвижения по социальной лестнице… Думаю, что в будущем картина станет более похожей на общемировую.

Во-вторых, сами исследования о связи образования и достижения финансового успеха сделаны в стиле «британских ученых». Нельзя делать выводы на основе единичных примеров, да еще и самых успешных. Для выявления влияющих факторов есть определенные процедуры, которые в исследованиях финансового успеха просто игнорируются.

Известная байка, иллюстрирующая подход. Берем 200 человек с раком легких. Мы разобьем больных на две группы. Первая не будет получать лечения, вторая будет пить малиновый чай. В первой группе умерло 90%, остальные выжили. Во второй группе умерло 90%, остальные выжили. Какой вывод вы сделаете о влиянии малинового чая на лечение рака? Что НИКАКОГО влияния нет, верно?

Но консультанты действуют по-другому: они изучают выживших, и спрашивают, что те делали. Оказывается, они пили малиновый чай. Первый человек это говорит, второй, третий. Какой вывод делают авторы книг и методик? Малиновый чай работает! Ведь у них нет даже ни малейшей мысли о том, что результат может быть случаен.

Когда исследуют эффективность лекарств, то есть две группы: основная и контрольная. Основной дают лекарство, контрольной — плацебо. И смотрят, есть статистически значимое (!!!) отклонение в результатах. Только в этом случае можно говорить, что лекарство работает.

По аналогии: нужно взять две группы совершенно случайных людей, половина из которых будет с высшим образованием, а вторая — без. И сравнить их финансовые результаты. Таких исследований нет. Самое близкое, что мне удалось найти — это сравнение зарплат. У выпускников вузов начальная зарплата выше. Но этот ответ не полон. Сравниваются только начальные зарплаты, да и финансовый успех зависит не только от заработка на основной работе.

Плюсы высшего образования

Давайте разберем аргументы стороны, которая утверждает, что высшее образование необходимо.

С образованием легче получить хорошую работу. Совершенно верно. При размещении вакансии отдел кадров может даже сразу отсеивать кандидатов без «вышки», если конкурс большой. А в аудиторской «большой четверке» еще и не все вузы котируются. В крупных международных компаниях есть потолок, который нельзя преодолеть без МВА. Впрочем, при длительной карьере значение образования падает, а на первый план выходят опыт и профессиональные достижения.

Образование расширяет кругозор. Вы получаете множество знаний из разных областей и становитесь интересным собеседником. Очень спорный аргумент. По моему опыту самые интересные собеседники — это увлеченные чем-то люди, и не важно, какое образование они получали. Мне гораздо интереснее общаться с путешественником, который закончил начальную школу, чем с топ-менеджером с вышкой, чьи интересы ограничиваются карьерой и приобретениями потребительских благ.

Образование дает специализированные знания. Верно, но с оговорками. Я бы не хотел, чтобы мне удалял аппендицит доктор, изучивший видео-курс «как стать хирургом за 21 день». Или чтобы мой дом рисовал архитектор, научившийся создавать модели в 3D-max. Но, как вы понимаете, список таких профессий очень невелик.

Образование учит учиться. Работать с литературой, усваивать огромный объем знаний за ограниченное количество времени (за ночь перед экзаменом), вести переговоры с преподавателем, когда не знаешь предмета и т.п. Всему этому можно научиться и вне вуза.

Вуз дает полезные связи. Это да, студенческое братство создает довольно близкие отношения, которые действительно в будущем могут помочь достичь вам финансового успеха.

Образование учит системному мышлению. Фундаментальное образование дает картину явлений в целом, позволяет увидеть взаимосвязи между различными областями. Это дает гибкость. Человек закончивший бухгалтерские курсы может стать бухгалтером, и даже неплохим. А выпускник финансового вуза может стать бухгалтером, аудитором, аналитиком, управляющим, финансовым контролером, андеррайтером…

Минусы высшего образования

Давайте послушаем контраргументы.

Высшее образование не учит созданию бизнеса. Совершенно верно. И такой задачи перед ним не стоит. Да, существуют «бизнес-школы», но это уже на совести их создателей. Ни один нормальный экономический и финансовый вуз не говорит о том, что учит создавать бизнес. О медицинских, технических, сельскохозяйственных вузах и говорить нечего. А финансовой свободы можно достичь и без своей фирмы.

Высшее образование не учит инвестированию и управлению деньгами. Тоже верно. Хотя хорошее финансовое образование уж точно этому не мешает. Баффетт с Соросом тому примеры. Лично мне финансовая и математическая подготовка очень сильно помогает в понимании некоторых аспектов инвестиций и анализе финансовых инструментов.

Стандартный набор предметов. Есть программа, ее должны изучить все студенты независимо от своих наклонностей и интересов. Верно, если вы стремитесь к красному диплому. В противном случае ничто не мешает вам нужные предметы изучать, а по «ненужным» учить необходимый минимум для сдачи экзамена и зачета.

Оторванность от практики. Зачастую лекции читают люди, которые сами знакомы с предметом по учебникам. Что касается бизнес-специальностей и финансов, зачастую так и есть. Многое зависит от вуза. Не секрет, что популярность юридического и экономического образования привела к тому, что такие факультеты открыли вузы, весьма далекие от экономики и юриспруденции. Неудивительно, что у них нет ни кадров, ни программ, отвечающих современным требованиям. Уж как повезет: нам курс о гражданском праве читал действующий адвокат, о страховании рассказывал актуарий, об аудите — владелец аудиторской фирмы. Есть и обратные примеры: государственное управление, макроэкономику, теорию фирмы нам читали чистые теоретики, по сути пересказывавшие учебники.

Огромные затраты времени. 4-5 лет каждый день по несколько часов. И не поспоришь. Это, наверное, самый главный недостаток «вышки». Время — ресурс ценный и невосполнимый. Лично я считаю, что высшее образование дается слишком рано. В 17-18 лет еще не сформирована личность, не определены жизненные интересы, и выбор образования является не осознанным, а под внешним давлением. Как шутят, для девушек вуз расшифровывается, как «выйти удачно замуж», а для молодых людей — «возможность увильнуть от забривания». После этого неудивительно, что выпускники считают «вышку» потерянным временем.

Самым оптимальным был бы вариант сделать высшее образование с цензом, как на МВА. Не принимать в вуз студентов со стажем меньше 3 лет по специальности. Обучение специальности – либо на работе, либо краткие курсы. Все равно, какой бы вуз не закончил студент, на серьезную должность его не возьмут, а выполнять обязанности низшего звена можно и без «вышки». Зато те, кто пойдет на высшее образование будут точно знать, зачем они его получают.

Так нужно ли высшее образование для успеха?

Я не устану повторять, что нужность любого действия или бездействия определяется целью.

Если вы хотите спасать жизни в операционной, создавать новые механизмы, открыть бозон Хиггса и определить состав темной материи — без высшего образования будет трудно. Вопреки распространенному заблуждению, что Эйнштейн был чуть ли не неучем, на самом деле у него — высшее образование по физике, полученное в лучшем швейцарском вузе.

Если ваша задача — заработать денег, то вопрос о высшем образовании более сложен. Оно может, как помочь, так и помешать. В вузе вас не научат продавать, управлять людьми, организовывать бизнес-системы. Но могут научить финансовому анализу, программированию, то есть конкретным специфическим знаниям. И чем точнее вы определите свой путь к успеху, тем яснее для вас будет ответ на вопрос: получать ли высшее образование.

В общем, не ведитесь на посулы любой из сторон. Не слушайте агитаторов бросить учебу и начать свой бизнес «купи-продай» или же модный ныне «инфобизнес»! Не слушайте тех, кто утверждает, что без диплома об окончании вуза вы пропадете. У образования, как и любого другого действия, должна быть цель. Зачем оно нужно/не нужно именно вам. И только вы можете решить, поможет ли высшее образование достичь успеха или же помешает.

Nick Cherry

Предлагаю выяснить, кого больше среди читателей блога — сторонников высшего образования или его противников. Голосуйте за ваш вариант. Дополнения к аргументам за любую сторону пишите в комментариях.

Версия для печати Версия для печати

Узнайте больше: бесплатный курс "Как стать инвестором?"

Ник Черри

В мире личных финансов любят воспитывать наивных инвесторов. Мол, инвестиции – это легко и просто. Выполняйте пару нехитрых правил, и вы разбогатеете быстро и без усилий.

В условиях кризисов и неопределенности от таких советов больше вреда, чем пользы.

Курс “Как стать инвестором” избавит вас от множества иллюзий по поводу инвестиций и научит основам эффективного управления деньгами в любых условиях.

Получить курс

Введите свои данные в форму:

Главный редактор проекта "Путь к богатству"
  • L358

    Полностью согласна со всеми пунктами. Но мне хотелось бы проголосовать за третий вариант: «Не мешает и не помогает».
    По моим наблюдениям, сейчас важнее всего наличие деловой смекалки, а этому научить в учебных заведениях нельзя. Если у человека деловая жилка есть, высшее образование, как и все прочее, он сможет заставить работать на себя… или сообразит, что надо менять вуз, специальность, тип обучения на более полезные. Но, к сожалению, полно «любителей учиться» с двумя-тремя красными дипломами, которые в возрасте под 40 страдают, что так и не наши себя в жизни, имеют кучу навыков, но не умеют на них зарабатывать, доходы символические. Правда, чаще всего такие люди даже не имеют установки зарабатывать в принципе. Они думали, что это как-то само собой приложится, и очень удивляются, когда их нигде не ждут с хлебом-солью, несмотря на три красных диплома.
    В общем, «вышка» — как любой инструмент: в зависимости от того, в чьих руках. Сама по себе она будет лежать мертвым грузом, никуда человека не продвинет (разве что добавит лишних понтов) — только он сам может обернуть ее на дело.

  • http://twitter.com/Cathrine_Way Кэтрин Вэй

    Согласна с предыдущим оратором: к успеху ведет только ОСОЗНАННОЕ образование, т.е. тебе каких-то знаний не хватает — ты их получил. Как вариант — тебе не хватает корочки. Но обязательно должна быть цель — для чего.
    Классическое образование чаще всего случается спонтанно «потому, что так надо и все его получают», поэтому оно редко влияет на успех. Даже чаще мешает, потому что человек привыкает ничего не делать, а чего-то ждать, что-то изучать. Успех же кроется именно в действии.
    Хотя косвенным образом высшее образование может повлиять на успех, т.к. оно формирует более высокий уровень окружения, чем в школе. А окружение уже формирует характер, стремления, жизненные установки…

  • Владимир

    если учиться ради корочек то оно и получится….осознанно надо получать знания,спрашивать себя- для чего я учусь?где и как пригодиться изученное?

  • Солбон

    очень плохо что уч заведения требующие от вас 5 лет жизни и немало финансовых ресурсов недают гарантированно путевку в жизнь успешного человека,. отсюда вопрос оно того стоит….